Влияние банков на жизнь современного человека переоценить довольно сложно. Самые разные банковские услуги прочно вошли в ежедневный обиход большинства совершеннолетних граждан: безналичные платежи избавили от необходимости иметь при себе наличные деньги, кредитные карты со льготным периодом пользования теперь приходят на выручку вместо займа у родственников и соседей, а долгосрочные кредиты дают возможность обзавестись жильем либо автомобилем в тот момента, когда в этом есть необходимость.
В то же время, помимо удобства от использования банковских продуктов, они предполагают и некоторые обязательства со стороны клиентов. Чтобы сотрудничество с банком было обоюдовыгодным и не приносило излишних проблем, существует ряд правил и обязанностей, которые нужно соблюдать клиентам, заключая договор о получении тех или иных услуг. Основной перечень подобных правил приведен ниже.
Очень важно обладать полной информацией о том кредитном продукте, который оформляется в банке, поэтом ограничиваться исключительно данными, озвученными в рекламе либо указанными в буклете, нельзя. Чаще всего, банки не озвучивают всех условий по продукту в рекламе, которая, к тому же, может оказаться устаревшей на момент обращения клиента. Поэтому, прежде, чем подписать договор на оформление кредита, его нужно внимательно вычитать и изучить, разобравшись со всеми пунктами и условиями, определить какие параметры продукта устанавливает в документе банк.
Наиболее правильным решением станет ознакомление с документами в спокойной обстановке, желательно, в домашних условиях. Все непонятные вопросы можно выписать и обсудить со специалистом позднее либо обратиться на «горячую» линию банка за разъяснением. Если какие-то пункты останутся не ясны, но договор уже будет подписан, соблюдать их все равно придется, поскольку незнание не освобождает от ответственности.
Современная жизнь очень нестабильна и непредсказуема, а от таких неприятностей как потеря работы, задержка с выплатой зарплаты, различные заболевания и т.д., никто не застрахован. Желательно иметь несколько источников финансового заработка либо иметь некую «финансовую подушку», которая сможет прийти на помощь в трудную минуту.
При возникновении ситуации, когда нет возможности внести обязательный платеж по кредиту, нужно обязательно уведомить банк об этом. Скрываться и игнорировать обязательства – наименее правильный и наиболее проблемный путь решения сложной ситуации. Если заранее обратиться в банк, то можно рассчитывать на получение кредитных каникул, отсрочки по обязательному платежу либо снижению суммы обязательного платежа. В крайнем случае, можно попробовать обратиться в другое кредитно-финансовое учреждение за рефинансированием существующего кредита.
Чаще всего мошенникам, для того, чтобы перевести деньги с клиентской карты, нужны ее секретные данные: pin-код, CVV/CVC пароли, срок действия карточки. Кроме того, на клиентский номер может быть отправлено смс-уведомление, которое содержит код подтверждения платежа. Именно этот код и могут запросить мошенники. Если клиент ожидает перевода средств от кого-либо, то единственное, что он может сообщить – 16-значный номер пластиковой карты, куда и будут зачислены деньги.
Если вдруг на телефон клиента приходит странное смс-уведомление либо звонок с неизвестного номера, в котором сообщается о каких-либо движениях по карте, то нужно не откладывая перезвонить на «горячую» линию банка и уточнить, все ли в порядке с остатком средств на счете, а также сообщить о попытке мошенничества. Подобные меры предосторожности окажутся весьма кстати, поскольку при попытке кражи денег с карточки важна каждая минута, и сохраненный телефон банка в контактах на телефоне окажется весьма кстати.
Все основные клиентские данные внесены в банковские программы, поэтому, после идентификации клиента, специалист финансово-кредитной компании не станет уточнять никаких дополнительных сведений о нем, а тем более, информации о платежной карте. Если же на телефон клиента звонит человек, представляющийся специалистом какого-либо банка и просит уточнить ту или иную информацию, то наиболее вероятно, что данное лицо – мошенник, который получит доступ к клиентским данным благодаря утечки информации из различных баз. Таки лица, чаще всего, настаивают на быстром предоставлении нужной информации, чтобы у клиента не было времени сориентироваться и понять, что дозвонившийся является мошенником. В таких случаях нужно отказаться от продолжения диалога с данным лицом, однако не будет лишним тут же перезвонить в банк, набрав номер, указанный на тыльной стороне пластиковой карты, и уточнить, не происходили ли какие-либо странные финансовые операции со средствами на счете.
Как правило, услуга, подразумевающая отправку смс-сообщений о любых списания и пополнениях по карточному счету, предлагается банками еще на моменте оформления карточки. Ее стоимость не слишком велика – до 100 рублей в месяц, однако клиент всегда будет знать о том, что происходит с его счетом. Если на телефон придет сообщение об операции, которая не осуществлялась, держатель карточки сможет всегда дозвониться в банк и заблокировать свое платежное средство, чтобы мошенники более не смогли получить доступ к деньгам.
Важно запомнить, что безопасность денег на банковском счете, прежде всего, зависит от самого держателя карты, поэтому никогда нельзя торопиться с подписанием банковских документов, а также предоставлять какие-либо данные звонящим «представителям из банка».
Большинство банковских учреждений предлагает для клиентов оформление отдельного продукта – страховки от возможного мошенничества. Он особенно актуален для тех, кто не использует те рекомендации, которые описаны выше. За гарантию того, что клиент в любом случае получит свои деньги, даже если мошенник их каким-либо образом спишет со счета, банк взимает ежемесячный страховой платеж небольшого размера (как правило, около 100 рублей). Данная услуга в последнее время набирает все большую популярность, поскольку банк, в случае кражи денег, гарантированно их возвращает клиенту, а уже потом занимается судебными тяжбами с мошенниками.